КРИЗИС ЖАНРА
Авторы: Олег Березин, Ксения Леонтьева, при участии Александра Дьякова
Опубликовано на сайте cinemaplex.ru 24.02.2015
Читать статью
В 2014 году на российском рынке произошел перелом. Это отметили кинотеатры, дистрибьюторы, особенно дистрибьюторы независимого, артхаусного кино. Несколько компаний приостановили свою деятельность («Кино без границ», «Caravella DDC», «P & I films»). Эйфория от перехода большинства российских кинотеатров на цифровые технологии показа, позволившая небольшим прокатчикам полностью отказаться от печати пленочных копий и увеличить тиражи, а также расширить киноафишу страны в целом, пропала всего за два года.
Взрывной рост числа фильмов в российском прокате наблюдался в 2012–2013 годах (на 20 и 16% соответственно). Кроме того, кинотеатры с удовольствием экспериментировали с альтернативным контентом, картинами прошлых лет (вспомним череду «легенд видеосалонов» в пакете «Caravella DDC»-2013). 2014-й поубавил амбиции дистрибьюторов и их желание экспериментировать (число фильмов в прокате выросло на 6%, а количество новых релизов даже снизилось), а 2015-й с его курсом рубля, похоже, положил всем экспериментам конец.
Что же такого произошло в минувшем году на нашем кинорынке, что сломило тренд на расширение афиши и разрушило несколько компаний — как опытных игроков, так и новичков, появившихся благодаря наступившей «цифровой эре»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили проанализировать фильмы российского проката последних лет. В этом нам уже второй год помогают специалисты портала Cinemaplex.ru, взявшие на себя экспертизу всех выходивших на экраны картин по типам.
Количественный анализ кинопроката 2004–2014 годов
Для начала рассмотрим десятилетний период российского кинопроката с точки зрения количественных изменений. Один из главных факторов, оказывающих влияние на объемы рынка, — доступность кинотеатров для населения, поэтому расширение киносети ведет непосредственно к росту количества продаваемых билетов, особенно когда новые кинотеатры открываются в населенных пунктах, прежде не охваченных кинопоказом.
В то же время расширение киносети с каждым годом оказывает все меньший эффект на посещаемость. Это связано помимо прочего с еще одним фактором — возрастным составом населения России, поскольку ядро кинотеатральной аудитории у нас в стране составляют студенты (в возрасте 15–24 лет). А это именно та категория, которая в последние годы стремительно сокращается; при этом с конца нулевых годов начался рост количества детей в возрасте от 5 лет (то есть уже готовых стать кинозрителями, тем более что их молодые родители имеют привычку ходить в кино и прививают ее своим детям).
Тем не менее, поскольку детских и семейных фильмов в репертуаре российского проката не так много (подробнее об этом см. ниже), сокращение доли молодежи сказалось на успехах всех картин, которых с каждым годом выходило все больше. Пик посещаемости на один фильм пришелся на 2010–2011 годы, после чего этот показатель пошел на спад: в 2004 году в среднем на один фильм пришло 255 тыс. зрителей; в 2011-м (исключим пиковый 2010 год из анализа — очевидно, что наибольший эффект в этом году произвел «Аватар») — 450 тыс., а в 2014-м — 340 тыс. Отметим, что корреляционный анализ свидетельствует о влиянии на данный показатель количества «фильмов-событий» в прокате, которые смогли привлечь внимание более 5% жителей населенных пунктов, имеющих доступ к услугам кинопоказа.
Если же посмотреть на самые успешные фильмы российского проката за 10 лет, то можно увидеть, как на их посещаемости отразился растущий интерес россиян к просмотру картин на большом экране, пошедший в 2013–2014 годах на спад: самый успешный фильм 2014-го («Трансформеры: Эпоха истребления») собрал меньшую долю посещений жителями городов с кинотеатрами, нежели «Ночной дозор» в 2004 году (6% и 6,6% соответственно). Недосягаемой же планкой пока остается «Аватар», на который пришел каждый шестой житель России, имевший доступ к кинотеатру в 2010 году.
Таким образом, 10 лет в российском прокате происходило расширение числа предлагаемых зрителям фильмов, что было возможно благодаря росту киносети и количества многозальников, а также благодаря сокращению расходов на выпуск картин в цифровом, а не в пленочном формате. До 2011 года это позволяло дистрибьюторам получать все больший доход от каждого релиза. Однако затем начало сказываться изменение возрастного состава российских жителей: число людей в возрасте активных кинозрителей (15–24 года) сократилось, и посещаемость как самых успешных фильмов, так и на один релиз в среднем стала падать.
Влияние этого фактора заметно за период в 10 лет, — но почему именно в 2014 году независимые прокатчики оказались в кризисе? Для ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на два года российского кинопроката — 2013 и 2014.
Качественный анализ кинопроката 2013–2014 годов
Сопоставление кривых «блокбастеризации» 2013-го и 2014 годов, построенных по посещаемости фильмов, занявших первые 100 мест в рейтинге года (обычно эти фильмы собирают около 90% билетов), показывает, что, хотя первая пятерка картин прошлого года проигрывает топ-5 фильмам 2013-го, фильмы, занявшие по посещаемости места с шестого по двадцатое, собрали в 2014-м на 12% больше. На уровне следующей пятерки (20–25 места) изменений практически не произошло. А вот далее (26–100 места) наблюдается только падение — в целом на 9%.
Отметим, что в предыдущие годы картины в середине рейтинга только выигрывали с каждым годом, поскольку цифровой формат проката позволял увеличивать тиражи и привлекать больше зрителей (в 2012 году выиграли картины на 16–45 местах рейтинга, в 2013-м — все начиная с 6 места!).
Конечно, посещаемость каждого конкретного фильма зависит не только от количества экранов в стране и числа молодых зрителей, но и от качественных характеристик самого фильма. К сожалению, влияние этого фактора не только непредсказуемо до начала проката, но и сложно поддается анализу после его завершения. Жанр, актеры, режиссер, рекламная кампания — все эти показатели очень индивидуальны, и обобщить их — непростая задача. При этом все они преследуют цель привлечь ту или иную целевую аудиторию — именно она легла в основу классификации типов фильмов, которую мы используем совместно с порталом Cinemaplex.ru. Анализ фильмов по типам проводится по 2013–2014 годам, исключительно по новым релизам, без учета креативного контента и фильмов регионального производства: всего было классифицировано 426 фильмов 2013 года и 414 — 2014-го.
Интересно, что распределение количества релизов в российском прокате за два года примерно одинаково: по числу наименований в прокате доминируют жанровые мужские фильмы, взрослые комедии и серьезные ленты, а также артмейнстрим и артхаус — по 50 и более релизов. В то же время молодежных фильмов в 2014 году оказалось вдвое меньше, чем в 2013-м (вероятно, дистрибьюторы ощутили снижение потребности в таких фильмах в связи с сокращением подростковой аудитории). Меньше всего на российских экранах детских и семейных картин, женских жанров и попкорн-блокбастеров.
По размеру тиражей, отражающих доступность тех или иных фильмов для зрителей, лидируют попкорн-блокбастеры (35–40 тыс. экранов); ненамного от них отстают детские релизы (25–30 тыс.); стабильное количество экранов два года получал артмейнстрим (13–13,4 тыс.). Другие типы фильмов вышли в 2014 году в форматах, отличных от прошлогодних. Так, большие тиражи в минувшем году получили семейные картины, жанровые ленты для мужской и женской аудитории, комедии и артхаус; меньшие — молодежные фильмы и серьезное взрослое кино. Эти изменения обусловлены соответствующими изменениями в количестве релизов данных типов.
В то же время стоит выделить два тренда, которые не могут быть объяснены подобным образом. Во-первых, количество попкорн-блокбастеров в прокате уменьшилось на 12%, а вот их совокупный тираж вырос на 18% — здесь, очевидно, сказывается давление дистрибьюторов на кинотеатры, которое, возможно, и не встречает сопротивления со стороны последних, поскольку блокбастер на афише снижает риски показчика. Второй же тренд связан с переориентацией дистрибьюторов и кинотеатров с молодежи на детскую и семейную публику: при увеличении числа фильмов для этой аудитории на 15% количество экранов, на которых они вышли, выросло на 25%.
Тем не менее по количеству зрителей в прокате лидируют блокбастеры, и их доля за минувший год выросла — с 38% всех посещений в стране до 44%. Несмотря на расширение предложения детские и семейные фильмы в 2014 году собрали меньше, чем в 2013-м, — это вторая по привлекательности категория картин для зрителей (18–20%). На третьем месте идут комедии, стабильно собирающие в России 12–13% зрителей. Вопреки резкому увеличению числа экранов для комедийных и мужских жанровых лент их показатели в прокате почти не изменились за год (у последних стабильные 10% посещений). Серьезные взрослые фильмы сдали свои позиции — в соответствии с их сокращением на афише; аналогично выросла посещаемость женских жанров.
Наконец, в категории арткино действительно произошло нечто необычное: артмейнстрим, вышедший на большем количестве экранов, собрал почти вдвое меньше зрителей, что, вероятно, и «подкосило» независимых дистрибьюторов. Интерес россиян к артхаусу (где наблюдается симметричное увеличение числа экранов и посещаемости) не смог компенсировать потерю аудитории артмейнстрима, которая в разы больше, чем число поклонников экспериментальных фильмов.
Рассмотрим еще один показатель — число посещений на экран. Он показывает примерно равный интерес в 2013–2014 годах к таким типам фильмов, как серьезное взрослое, семейное и женское жанровое кино, попкорн-блокбастеры и… артхаус. Рост посещаемости на экран был отмечен только на молодежных фильмах, что может быть обусловлено сокращением их наличия в репертуаре кинотеатров и возникшим дефицитом. Уменьшение числа зрителей на экран отмечено по мужским жанровым фильмам, комедиям для взрослой аудитории, детским картинам и артмейнстриму — вероятно, в этих категориях фильмов возникло «перепроизводство».
В заключение рассмотрим примеры самых популярных фильмов каждого типа в прокате 2013–2014 годов. По доле жителей городов с кинотеатрами, посмотревших эти фильмы, лидируют попкорн-блокбастеры (они и являются самыми популярными картинами года); на втором месте находится детская анимация (5–6% всех потенциальных кинозрителей); комедии для взрослых набрали по 4% жителей городов с кинотеатрами — это постоянный показатель для двух лет. Однако третью позицию по популярности в 2013 году занимал фильм в категории серьезного взрослого кино («Легенда № 17»), а в 2014-м им стал семейный мультфильм «Город героев». Доля потенциальных зрителей, посмотревших самый популярный артмейнстрим, сократилась за год с 2,2 до 0,8%, а вот самого популярного артхауса — выросла с 0,1 до 0,3%.
Таким образом, качественный анализ российского репертуара 2013–2014 годов свидетельствует о росте популярности блокбастеров, обусловленной расширением их присутствия на афише кинотеатров, хотя при этом первая пятерка и принесла своим создателям меньше купленных билетов, чем в 2013 году. Дистрибьюторы расширили предложение семейных и детских кинолент в ожидании прихода в залы подросших зрителей, которые заполняли кинотеатры в нулевые годы и должны привести сюда своих детей, однако пока это предложение не нашло спроса. В то же время сократившийся выпуск молодежных лент вызвал дефицит и повышение посещаемости на экран. Проблемы же независимых дистрибьюторов, работающих с арткино, связаны главным образом с падением посещаемости мейнстрима, тогда как интерес к артхаусу в российских кинотеатрах вырос — пропорционально увеличению выпуска подобных фильмов и их тиражей. Это падение спроса на артмейнстрим может быть временным, поскольку серьезно зависит от наличия конкретных фильмов в прокате, — тем печальнее, что оно повлекло за собой уход с рынка достойных компаний.
© 2015, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH