СНГ – ГЛАВНЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК ДЛЯ РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ

Авторы: Валерий Кустов, Ксения Леонтьева

Опубликовано в издании «Синемаскоп», №55 07-09/2016

Читать статью

В сентябре 2016 года компания «Невафильм» выпустила новое исследование, выполненное по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории и посвященное кинопроизводству и копродукции, а также экспорту отечественных фильмов за рубеж. В отчете впервые был проанализирован прокат российских фильмов в странах СНГ: на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Сравнение этой статистики с данными по посещаемости российских фильмов в Европе и в ряде других зарубежных территорий, включая США и Китай, показало, что две трети зарубежной посещаемости отечественных картин приходятся на страны СНГ. Таким образом, эти рынки остаются главными для отечественной индустрии после рынка домашнего (российского).

cinema_export_cis_1

Методика исследования

Экспорт российских фильмов за рубеж был рассмотрен по трем основным направлениям, для каждого из которых использованы свои источники статистических данных по посещаемости каждого фильма, а также разные периоды проката:

• страны ближнего зарубежья – из изученных рынков СНГ рассматриваются Украина, Казахстан и Белоруссия. По Украине использовались данные журнала «Кинобизнес сегодня» за 2010–2015 годы. По Казахстану и Белоруссии – данные Невафильм Research за 2012–2015 годы;

• европейские страны – рассматривается база данных «LUMIERE» за период проката в 2010–2015 годах по следующим странам: Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония;

• некоторые другие мировые рынки – информация, предоставленная компанией «comScore» (посредством «LUMIEREPro»), включает данные по таким странам, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Колумбия, Южная Корея, Мексика, Новая Зеландия, США, Чили (все за 2011–2015 годы), а также Китай (за 2014–2015 годы).

При этом фильмы, отобранные для анализа, произведены в 2010–2014 годах и идентифицированы как российские или созданные при участии России (мажоритарном или миноритарном) – согласно базе «LUMIERE» Европейской аудиовизуальной обсерватории. Этот список был дополнен фильмами, участие России в которых было подтверждено другими источниками (сайтом «КиноПоиск», регистром прокатных удостоверений Министерства культуры РФ или самим продюсером, участвовавшем в производстве с российской стороны).

С учетом указанных критериев были проанализированы 336 фильмов производства 2010–2014 годов, которые прокатывались за пределами России на вышеназванных территориях (в соответствии со сроками проката в представленной статистике по каждой стране). Кроме того, для целей исследования ситуации в СНГ результаты проката 2010–2015 годов были проанализированы с учетом всех фильмов, бывших в это время в прокате, – это еще 66 картин, по которым нет данных о прокате в других странах мира.

Размеры рынков СНГ относительно российского

Итак, страны СНГ традиционно являются для России ключевыми территориями для экспорта фильмов. Их многое объединяет: общее историческое прошлое, менталитет, язык. Языковая общность существенно облегчает путешествие российских фильмов по СНГ: практически везде в бывшем СССР говорят на русском, во многих странах он имеет официальный статус. В результате дистрибьюторы выпускают фильмы в прокат именно на русском языке/с русским дубляжом, и, даже если в некоторых странах принят закон об обязательном дублировании фильмов на национальный государственный язык[1], это не мешает выпуску российских картин, т. к. они могут быть показаны на языке оригинала.

На международных рынках права чаще всего продаются на территорию СНГ, а прокат фильмов (как зарубежных, так и отечественных) в этих странах управляется, как правило, из Москвы; лишь в последние годы на территории стран бывшего СССР стали появляться субпрокатчики – и то лишь в том случае, если объемы рынка это оправдывают. Первым «откололся» кинорынок Украины, где самостоятельные дистрибьюторские компании стали появляться в 2003–2004 годах (к настоящему моменту большинство украинских компаний никак не связаны с российскими прокатчиками). К 2008–2009 годам набирать обороты начал рынок Казахстана, а с 2014 года быстрый рост стал заметен в Белоруссии.

Самым крупным является рынок Украины, хотя с ростом самостоятельности его прозрачность снижалась: если в начале 2000-х годов, когда на нем действовали российские прокатчики, данные по сборам и посещаемости всех фильмов в украинском прокате с успехом собирал журнал «Кинобизнес сегодня», то сейчас эта информация по большинству независимых фильмов не известна, хотя издание продолжает свою работу наряду с российским журналом «Бюллетень кинопрокатчика» (с 2008 года); на самой Украине статистика по рынку аккумулируется компанией «Киносвит» (с 2004 года) и журналом «VGL Cinema» (с 2013 года). По данным «VGL Cinema», в 2013–2015 годах в украинском прокате было в среднем более 300 фильмов в год, а данные по посещаемости и кассе известны лишь по 170–200 из них. Тем не менее результаты проката картин голливудских мейджоров, а также российских производителей известны, что дает основания судить о 80–90% объема украинского рынка. По этим данным, Украина занимает порядка 12% российского кинорынка.

Другие страны СНГ долгое время рассматривались аналитиками как часть рынка российского, поскольку в них действовали российские прокатные компании, а неразвитость киносети не давала надежд на появление местных независимых дистрибьюторов. Лишь недавно специалисты Невафильм Research занялись изучением крупнейших территорий – Казахстана и Белоруссии. Нам удалось собрать данные по фильмам в прокате этих стран с 2012 года, хотя в целом эти рынки тоже не являются до конца прозрачными: главная проблема связана со статистикой национальных фильмов, которую местные производители или принципиально не раскрывают, или просто не ведут. Однако и здесь можно говорить об известности по меньшей мере 90% результатов проката. Согласно этим данным, Казахстан составляет около 6% российского рынка, а Белоруссия – порядка 3%.

cinema_export_cis_2

Прокат российских фильмов на Украине

В 2010–2013 годах в украинских кинотеатрах демонстрировалось порядка 30 российских фильмов в год. Однако затем, в связи с известными политическими событиями, число картин российского производства в прокате стало стремительно снижаться: в 2014-м зрители смогли посмотреть 20 лент, в 2015-м – 17. Потеря украинского рынка для российских производителей происходит в том числе и из-за нововведений в законодательство страны: в конце марта Верховная рада полностью запретила телевизионную трансляцию всех новых российских фильмов; этому предшествовал ряд ограничений и запретов для отдельных картин («содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий», а также снятых с участием российских актеров, внесенных в «перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности»), распространяющихся в настоящее время и на кинопрокат.

Посещаемость российских фильмов на Украине также заметно снизилась в последние два года – с 3–3,7 млн зрителей до менее 1,5, а роль украинского рынка для отечественных продюсеров в целом уменьшилась: с 12–13% дополнительных посещений к числу тех, что дает рынок России, до 5,2%.

cinema_export_cis_3

Тесное сотрудничество России и Украины в сфере кинопроизводства романтических комедий[2] делает самыми популярными отечественными фильмами на этой территории именно такие совместные проекты, как трилогия студии «Реал-Дакота» «Любовь в большом городе» и российская комедия «Служебный роман. Наше время», – во всех этих картинах снялся популярный украинский актер Владимир Зеленский. Самым же кассовым российским фильмов за шесть лет в стране стало фэнтези «Вий» – совместного производства России, Украины и Чехии.

cinema_export_cis_4

Прокат российских фильмов в Казахстане

В прокат Казахстана ежегодно выходит порядка 40 российских фильмов, и изменений в этой динамике не наблюдается. Также достаточно стабильна и их посещаемость, зависящая исключительно от достоинств самих фильмов, а не от внешних факторов политической конъюнктуры или состояния рынка. Казахстан дает российским продюсерам 3–5% дополнительных зрителей к числу тех, кто ходит на их фильмы в России.

cinema_export_cis_5

Зрители в Казахстане также предпочитают комедии: лидером в этой стране стал фильм «Елки 3», а также «Любовь в большом городе-3» и «Горько!». Драма «Сталинград» заняла в Казахстане четвертое место среди российских лент. При этом, несмотря на имеющиеся традиции совместного кинопроизводства России и Казахстана[3], среди самых популярных в республике российских лент нет созданных совместно.

cinema_export_cis_6

Прокат российских фильмов в Белоруссии

Число российских картин в прокате Республики Беларусь резко увеличилось в 2015 году: если до этого на экранах страны демонстрировалось менее 40 кинолент, то в прошлом году этот показатель достиг цифры 62. Это произошло в первую очередь благодаря открытию новых многозальных кинотеатров в стране, которые способствовали существенному расширению киноафиши (до этого государственные одно- и двухзальники могли вмещать ограниченное число фильмов – преимущественно голливудских). Однако популярность российских фильмов от этого не увеличилась, а даже, наоборот, упала – с более миллиона зрителей в 2014-м до 572 тыс. в 2015-м. Значимость рынка для российских продюсеров также снизилась до уровня 2012 года (2% от числа домашних посещений). Виной тому – отсутствие знаковых релизов среди российских картин в минувшем году; вероятно, по итогам 2016-го эта статистика должна измениться в лучшую сторону благодаря таким фильмам, как «Экипаж», «Дуэлянт», «Викинг» и др.

cinema_export_cis_7

Наибольшее число зрителей в 2010–2015 годах собрали российское фэнтези «Вий» и комедии «Елки 3» и «Кухня в Париже». В топ-10 также не вошел ни один фильм совместного производства с Белоруссией[4].

cinema_export_cis_8

PS.: Прокат российских фильмов в Прибалтике

Отметим, что за пределами СНГ наибольшее число российских фильмов ежегодно выходит в Прибалтике, что обусловлено наличием здесь русскоязычного населения. Так, по данным базы Европейской аудиовизуальной обсерватории «LUMIERE», в 2010–2015 годах в Латвии было показано 85 картин российской инициативы производства 2010–2014 годов; в Эстонии – 59; в Литве – 44. При этом в бывших советских республиках рейтинги российских фильмов вообще очень схожи с ситуацией на российском рынке: большинство строчек в топ-10 (среди фильмов российской инициативы) занимают франшиза студии «Базелевс» Тимура Бекмамбетова «Елки», а также мультфильмы про Снежную королеву.

cinema_export_cis_9

Однако в каждой из этих стран дополнительное число билетов, продаваемое ежегодно, составляет лишь 0,3% от числа домашних посещений российских фильмов. В сумме они дают отечественным продюсерам менее 1% дополнительных зрителей, что объясняется главным образом малым размером этих рынков: общая кинопосещаемость в прибалтийских странах бывшего СССР в 2015 году, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, составила 8,8 млн, или 5,1% от российского рынка.

Вывод

Таким образом, Украина, Казахстан и Белоруссия остаются сегодня главными источниками экспортного дохода российских продюсеров. Благодаря им общее число зрителей, посмотревших российские фильмы, увеличивается на 10–19% относительно аудитории на домашнем рынке. При этом в последние годы данный процент снижается, что происходит по двум причинам: с одной стороны, стремительно сокращается украинский рынок для российских картин, и эта потеря не компенсируется за счет рынков Казахстана и Белоруссии, а с другой – укрепляется положение отечественных фильмов в России, где также расширяется киносеть и увеличивается национальная доля в прокате. А значит, выход на другие мировые рынки и укрепление на них должно стать первоочередной задачей для отечественных продюсеров в ближайшее время.

cinema_export_cis_10

[1] Этот закон принят на Украине с 2008 года, а в Казахстане – с 2012-го (при этом здесь объемы рынка невелики, что не позволяет окупить затраты на дубляж; между кинопрокатным сообществом и властью после принятия закона была проведена серия консультаций на эту тему, в результате которых обязательное выполнение требования дубляжа было отложено на неопределенный срок).

[2] Всего, по данным разных источников, число фильмов, произведенных совместно российскими и украинскими продюсерами в 2010–2014 годах, составляло от 12% до 27% всех копродукционных кинолент – см. подробнее в разделе 2.2. отчета «Кинопроизводство и копродукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж».

[3] Исследование копродукции показало, что совместно российскими и казахстанскими продюсерами в 2010–2014 годах производилось 4–8% всех копродукций (по данным разных источников).

[4] По данным проведенного исследования, Белоруссия является одним из самых частых партнеров России при копродукции: по разным данным, от 5% до 10% всех совместных фильмов приходятся на такое сотрудничество.

© 2016, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH, Европейская аудиовизуальная обсерватория

Читайте новый отчет Невафильм Research «Кинопроизводство и копродукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж»


Телефон 8 (812) 449-70-70, доб. 240.

research@nevafilm.ru