ДЕСЯТИЛЕТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ЦИФРОВОГО КИНО
Авторы: Дэвид Хэнкок, главный аналитик Screen Digest
Опубликовано в издании «Синемаскоп», №26 04-04/2009
Читать статью
За 10 лет коммерческого использования систем цифрового кинопоказа (к концу 2008 года) число цифровых кинозалов, оборудованных в соответствии со спецификациями DCI, превысило 8 700, что составляет 8% от общего числа современных кинозалов в мире. И хотя годовой прирост составил 35% (2 252 новых экранов), темпы роста замедлились (в 2007-м было открыто 3 459 залов) – во многом по причине финансового кризиса, а главной движущей силой продолжающегося распространения цифрового кино стал интерес кинотеатров к формату digital 3D.
Этот год стал самым успешным для Европы, где число новых цифровых кинозалов увеличилось вдвое; очень хорошие результаты показали также Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка.
На рынке главенствуют два способа перехода на «цифру»: с помощью интеграторов-посредников и при самостоятельной модернизации части кинозалов для демонстрации фильмов в 3D-формате. Появляется также ряд более гибких схем перехода «на цифру». Например, на территории США Paramount предлагает прямую финансовую поддержку кинотеатров.
На рынке цифровых кинопроекторов доминирует американская компания Christie, чей успех обусловлен участием в программе Cinedigm, а также популярностью за пределами США. Во всем мире рыночная доля Christie составляет 58,8%. Для сравнения: доля Barco, включая совместные разработки с Kinoton и Cinemeccanica, составляет 19,3%. Ключевой рынок Barco – это Азия, в частности Китай: цифровые проекторы европейского производителя установлены в 60% цифровых кинотеатров азиатского региона. Компания NEC – на третьем месте с рыночной долей в 3,5%; за ней следует Sony со своими 4K-проекторами, занимающими 2,2% от общемирового числа цифровых кинозалов.
США – мировой лидер по числу цифровых релизов. В 2008 году в цифровом формате здесь было выпущено 179 фильмов. Это неудивительно, если принять во внимание, что в «цифре» выходят почти все релизы студий-мейджоров, а также большая часть нишевой студийной продукции.
В странах с широкой сетью цифровых кинозалов растет и число фильмов в цифровом формате. Так было в Великобритании, когда появилась Digital Screen Network, во Франции, где число цифровых релизов выросло до 50 в 2008 году, и в США – после завершения первого этапа проекта открытия цифровых кинозалов Cinedigm. То же произошло и в России, где число цифровых залов резко увеличилось благодаря очевидным преимуществам технологии digital 3D. Это ставит под сомнение аргумент о том, что кинотеатры не переходят на цифровой формат из-за отсутствия контента, как говорят во многих регионах, начинающих открытие цифровых кинозалов.
В Европе проблема релизов сохраняется, поскольку пока ни один независимый европейский дистрибьютор не заключил еще VPF-соглашения с интеграторами оборудования. Многие считают, что система VPF не учитывает бизнес-модель независимого кинопроката, когда ограниченное число фильмокопий находится в прокате более длительный период времени, чем большинство студийных релизов.
В то же время трехмерный показ из некоего аргумента в пользу «цифры» превращается в настоящего диктатора на кинорынке. Множество кинотеатров по всему миру переходят на цифровой формат только для того, чтобы воспользоваться преимуществами digital 3D. Число релизов и экономические результаты проката трехмерных фильмов привлекают все большее внимание кинопоказчиков.
В ближайшей перспективе 3D – весьма позитивная технология для кинотеатров, поскольку она привлекает внимание зрителей к цифровому кинопоказу и предлагает особенные, увлекательные и более сильные ощущения от просмотра фильма в кинотеатре.
© 2009 David Hancock, Screen Digest